Поверка счетчиков воды в квартире

Поверка счетчиков воды в квартире

Поверка — это испытания счетчика с использованием измерительного стенда с целью зафиксировать значение расхождений в показаниях относительно друг друга. За эталон принимается откалиброванный аттестованный расходомер, через который проходит такое же количество жидкости, как и через бытовой ИПУ. Данные обоих устройств сравниваются. Выявляется относительная погрешность, которая указывает на пригодность испытуемого устройства для дальнейшего использования.

При ошибке более чем 5%, водомер считают вышедшим из строя и не применяют в дальнейшем. Ремонтировать его нерационально: стоимость демонтажа/монтажа, самого ремонта, новой внеочередной поверки сопоставима с затратами на новый водосчетчик.

Отличия поверки от проверки

Поверка и проверка – две принципиально разные процедуры. Проверка – визуальный контроль, проводимый для выявления внешних изъянов прибора учета. Выполняется контролирующей организацией (управляющей компанией или поставщиком ресурса).

Основные задачи мониторинга заключаются в следующем.

  • Выявление возможного использования запрещенных в РФ устройств, которые устанавливаются на счетчик недобросовестным потребителем с целью незаконного водопользования. Наиважнейший индикатор, указывающий на это серьезное нарушение – состояние пломбы.
  • Сверяются реальные показания ИПУ с данными, которые подаются жильцами для расчета ежемесячной оплаты за воду.
  • Проверяется технический паспорт: соблюдение сроков поверки, выработанный ресурс, идентичность номеров на корпусе и в документе.
  • Исследуется физическое состояние самого водомера (герметичность, повреждения и прочее).

То есть проверка – рутинный внешний осмотр, который проводится не чаще, чем 1 раз в 3 месяца. А поверка – тестирование прибора с точки зрения метрологии в разные периоды эксплуатации измерителя.

Виды поверки

  1. Первичная. Производственная экспертиза перед выпуском в продажу. Точность прибора не должна выходить за рамки ±2%. Дата тестирования, печать и подпись контролера заносятся в технический паспорт. С этого дня покупатель отсчитывает начало межповерочного периода, а не с момента установки устройства или запуска в эксплуатацию, как многие думают.
  2. Очередная. Срок наступает ровно через 4-6 лет после первичных испытаний (точный промежуток времени указан в техпаспорте и зависит от модели). За своевременное проведение, организацию и оплату несет ответственность пользователь. Цель – выявить и заменить непригодные водомеры.
  3. Внеочередная. Чаще всего проводится при умышленном или случайном повреждении пломбы перед повторной опломбировкой. В некоторых случаях требуется раньше наступления очередной экспертизы при возникновении вопросов к работе счетчика.
  4. Инспекционная. Касается юридических лиц. Организовывается с целью метрологического контроля за состоянием приборов учета в организациях и на производственных предприятиях.
  5. Экспертная. Заказывается судебными органами и гражданами при возникновении спорных моментов в работе средств измерений.

Стоимость поверки

Не контролируется государством. Зависит от региона, спроса, комплексности. Законодательно не предусмотрена опция оказания услуги бесплатно или со скидкой для льготных категорий граждан. Однако некоторые метрологические службы по собственной инициативе предоставляют бонусы и акции, в том числе для наименее защищенных слоев населения.

Что будет, если не проводить поверку

Согласно законам РФ, специальных штрафов за просрочку или отказ от очередной экспертизы не установлено. Но если самостоятельно не контролировать процесс, то непривычная сумма в квитанции по оплате ЖКУ однажды неприятно удивит жильцов квартиры.

Внимание! Контролирующая организация (управляющая компания или поставщик ресурсов) не обязан ставить пользователя в известность об окончании межповерочного периода и необходимости протестировать ИПУ.

При наступлении поверочного срока собственнику дается 3 месяца на организацию процедуры. Оплата в этот промежуток времени рассчитывается по усредненным данным водопользования за последние полгода.

Если сведения о проведении очередных испытаний так и не поступили в УК, по прошествии 90 дней счетчик автоматически считается нерабочим. Расход воды начислят по региональному нормативу с повышающим коэффициентом 1,6. Такой счет собственник будет получать вплоть до момента, пока контролирующая организация не получит информацию о замене или поверке прибора учета. 

Статьи

Полезная информация